Системе капремонта нужна система финансирования
— Сергей Федорович, каково ваше мнение о законопроекте по созданию системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов?
— Законопроект предусматривает создание федерального и региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов (далее — МКД) по «общекотловому» принципу. Чем плох или хорош этот законопроект? Применим ли в нынешних условиях? Нужны ли поправки? По этому законопроекту существуют различные мнения, их нетрудно отыскать в прессе и Интернете. В настоящее время этот законопроект обсуждается в Государственной Думе, и в какой редакции он будет принят — решать депутатам. Однако, заведя разговор о финансировании МКД, хотелось бы затронуть тему о финансировании капитальных ремонтов лифтов.
Просматривая статьи о проблемах восстановления ресурса лифтов в разных источниках информации, обнаружил, что некоторые представители профессионального сообщества ЖКХ (что уж тут говорить об обычных жителях) стали отождествлять капитальный ремонт МКД с капитальным ремонтом лифтов. В последние годы капитальный ремонт МКД проводится в основном за счет средств государственного Фонда содействия реформированию ЖКХ, и применительно к лифтам его можно отождествить:
1) с заменой лифтов, отработавших назначенный 25-летний срок службы, но замена лифтов не является капитальным ремонтом лифтов;
2) с капитальным ремонтом лифтов, в том числе их модернизацией и реконструкцией, если эти работы предусмотрены собственниками жилья и управляющей компанией в составе работ капитального ремонта МКД.
Если первый капитальный ремонт лифтов выполняется в составе первого капитального ремонта МКД, то капремонт лифтов в этом случае является запоздалым в неработающей системе капитальных ремонтов по восстановлению ресурсов лифтов. А при недостаточном размере финансирования восстановления ресурса лифтов в составе работ капитального ремонта МКД слишком поздний капитальный ремонт лифта становится неэффективным, а порой и бессмысленным. Периодичность выполнения капитальных ремонтов лифтов значительно чаще периодичности выполнения капитального ремонта МКД и в общем случае регулируется требованиями Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.08.98 г. № 53 и согласованного письмом Федерального горного и промышленного надзора России от 8.07.98 г. № 02-35/745, а также Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации, утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.99 г. № 158. Кроме того, при планировании капитальных ремонтов лифтов следует руководствоваться инструкциями производителя лифта, требованиями национальных стандартов, стандартов и сводов правил Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» (для членов АДС СО «Лифтсервис»), Методическими рекомендациями по обследованию технического состояния и расчету остаточного ресурса с целью определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифтов МР 10-72-04 и другими документами.
С одной стороны, отсутствие реального механизма накопления средств и финансирования капитальных ремонтов лифтов, разработанного на государственном уровне, не позволяет выполнять капитальные ремонты лифтов системно в соответствии с требованиями нормативных документов. Решением этой проблемы занимаются только лифтовики через свои некоммерческие объединения и Национальный лифтовый союз. С другой стороны, собственники жилья, как правило, не желают нести бремя расходов по содержанию общедолевого имущества в части дополнительной оплаты необходимых капитальных ремонтов лифтов. В итоге часть (иногда значительную) ежемесячной оплаты за лифты, предназначенной для текущего содержания лифтов, приходится расходовать на выполнение работ капитального характера в ущерб текущему обслуживанию. Подобная практика — мина замедленного действия, в результате срабатывания которой главными страдальцами будут те же собственники жилья.
Подводя черту, хочется отметить, что отсутствие в стране (регионе, субъекте, муниципальном образовании) реального механизма накопления и финансирования капитальных ремонтов лифтов представляет угрозу безопасности лифтов, и это проблема не только лифтовиков, но и управляющих компаний и собственников жилья в первую очередь.
— Что подразумевается под работами капитального характера?
— В систему восстановления ресурса лифта (работы капитального характера) входит капитальный ремонт, то есть ремонт, выполняемый для восстановления полного или близкого к полному ресурса лифта с заменой или восстановлением его частей, включая базовые.
Перечень работ, входящих в состав работ капитального ремонта, приводится в п. 3.6.3 вышеупомянутого Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов.
К работам капитального характера также относится модернизация лифта, то есть установка усовершенствованных узлов и аппаратов, обеспечивающих новые качественные технические характеристики лифта и восстанавливающих полный или частичный срок службы лифта. Реконструкция лифта связана с изменением конструкции частей лифта, строительной части лифта. Кроме того, наиболее часто встречающиеся в нашей повседневной жизни работы — это аварийно-восстановительные работы, которые приравниваются к работам капитального характера. Эти работы возникают в результате нарушения правил пользования лифтами и нанесения ущерба лифтам пользователями (в том числе собственниками) лифтов, а также в результате техногенных аварий (прорывы в водопроводных трубах, пожары и т. п.). В эту категорию работ относятся также работы, связанные с разграблением лифта (приборы освещения кабин, чаще импортных лифтов, аппараты управления), поломки оборудования из-за дефектов изготовления. Ущерб лифту наносится с первых дней его эксплуатации и начинается с вывоза россыпей неупакованного должным образом строительного мусора, насильственного удержания дверей лифта и ударов по ним в моменты погрузки-выгрузки груза, удары по кнопкам управления лифтом и т. п. Если учитывать, что первые 3—6 месяцев эксплуатации лифт проходит обкатку (прикатка, усадка дома) и требует повышенного внимания со стороны обслуживающего персонала, то вышеуказанные действия пользователей лифтов, преднамеренно ломающих и разграбляющих лифты, создают для обслуживающего персонала просто кошмарные условия работы. Самое удивительное, что собственники жилья в подобных ситуациях, как правило, не несут никакой ответственности, обвинения в плохой работе лифта следуют только в адрес специализированной лифтовой организации.
Лифты, отработавшие более 15 лет, также требуют к себе повышенного внимания. Это должно выражаться в проведении более частых капитальных ремонтов и повышении затрат на текущее обслуживание, связанных в основном с износом лифта и с тем, что в результате модернизации и обновления изготовителями лифтов выпускаемого оборудования выпуск некоторых запчастей ограничивается или прекращается. В настоящее время повышающие коэффициенты стоимости обслуживания лифтов, отработавших более 15 лет, чаще всего не применяются из-за отсутствия средств в управляющих компаниях. Поэтому повышенные затраты специализированной лифтовой организации по поддержанию необходимого оборотного фонда и насыщения склада запчастей не возмещаются в необходимой мере.
Немного отклоняясь от темы поставленного вопроса, отмечу, что уровень оплаты собственниками жилья за лифт не повышался с 2010 года, в отличие от уровня оплаты за коммунальные услуги (два последовательных повышения в текущем году по 6 процентов). Кроме затрат на текущее обслуживание лифта (это основная доля), в том числе частично и на капитальные ремонты лифтов, из оплаты собственников жилья за лифты в настоящее время средства расходуются на проведение обязательных периодических и частичных технических освидетельствований лифтов, затраты управляющей компании по эксплуатации лифтов (диспетчерские пункты, лифтерные, ремонт помещений лифтов, производственный контроль) и обслуживание диспетчерской связи. Такие подробности должен знать каждый собственник жилья, чтобы иметь представление в целом о высокой затратности содержания лифтов — самого сложного и дорогого инженерного оборудования жилого дома.
Отмечу еще раз, что работы капитального характера на лифтах должны оплачиваться собственниками жилых помещений дополнительно. Это обусловлено требованиями вышеупомянутых документов и нормами Жилищного кодекса РФ.
— А законопроект о создании системы капремонта МКД, на ваш взгляд, содержит такие механизмы финансирования?
— Скажу, что идея заложена правильная, но есть противоречия с нормами Жилищного кодекса РФ и другие. Нет четкой определенности, как должны быть организованы региональные фонды. Предполагается обезличивание денежных средств, поступивших от населения, ими будут распоряжаться федеральный и региональный фонды. Как у собственника жилья, у меня остался вопрос: когда, на каких условиях и в каком объеме собственники жилья смогут увидеть свои накопленные деньги в форме конечного результата — капитального ремонта МКД? Считаю, что этот законопроект должны более детально обсуждать профессионалы — депутаты всех уровней, уполномоченные и компетентные представители администраций города Красноярска и Красноярского края, управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, некоммерческих объединений.
И если данным законопроектом будет предоставлена возможность выполнять замену (модернизацию) лифтов и/или капитальный ремонт лифтов в составе работ по капитальному ремонту МКД, то это будет шагом вперед в решении проблемы обеспечения и поддержания требуемого уровня безопасности лифтов и людей, пользующихся лифтами.