Хранитель вашего дома
У каждого дома есть свой хранитель. Его можно не замечать годами, но даже если вы его не видите, ваш дом находится под неустанным наблюдением. Он знает о вашем доме все, чего не знаете вы. И если что-то в доме пойдет не так, будьте уверены — хранитель исправит ситуацию.
В доме № 35 по ул. Краснодарская хранителя дома зовут Лидия Анатольевна Цветкова. Это она отвечает за порядок в нем с момента заселения жильцов и по сегодняшний день — уже восьмой год работаетна одном участке, в управляющей компании «Холмсервис».
Жители узнают ее по сиреневой курточке, которая в любую погоду мелькает то на ул. Воронова, 12а, то на Краснодарской, 39. Всего под присмотром Лидии Анатольевны пять десятиэтажных домов. В штате управляющей компании ее должность называется «техник-смотритель».
— С тех пор как я получила этот участок и заселила людей, так с ними и живу. У меня 806 квартир,— говорит Лидия Анатольевна.
Вместе с техником-смотрителем работают два сантехника и электрик (они тоже «старожилы» на этом участке), а в непосредственном подчинении у Цветковой находятся три дворника и пять уборщиц.
— Напишите, что у нас очень сплоченный коллектив, мы изучили друг друга за годы совместной работы. — просит Лидия Анатольевна. — Нам, как космонавтам, комфортно друг с другом.
Каждый день техника-смотрителя не похож на другой. Первым делом нужно проконтролировать работу дворников, которые приступают к своим обязанностям в семь утра. К восьми часам они должны выкатить мусорные контейнеры, убрать мусор с крыльца и очистить урны.
— Лидия Анатольевна, может быть такое, что кто-то из дворников не вышел, не выполнил свою работу?
— Нет. Если не вышел, то это катастрофа в любое время года. Дворник — он же и мусоропроводчик в одном лице. Он обязан утром выкатить контейнер, за которым приедет мусоровоз.
На участке Лидии Анатольевны весь день кипит работа. Нужно взять в диспетчерской заявки жителей и отправиться им на помощь, а заявки бывают самые разные: и на собак жалуются, и на соседей… Нужно прихватить ключи от подвала и чердака, чтобы сделать осмотр, не забыть новые навесные замки, разложить по ящикам квитанции, развешать объявления на информационные доски ...
Вчера управляющая компания прислала плотников — в журнале заявок для них много работы, но они молодцы, справляются быстро. Сегодня управляющая компания прислала рабочих по благоустройству и BobCat, чтобы сделать ледяную горку — техник-смотритель должен распределить людей так, чтобы успели сделать все, что задумано. Бывает, что присылают и по два BobCat — и всем нужно обеспечить фронт работ, проследить за правильным исполнением указаний. За выполнением работ смотрит также и председатель совета дома — Лидия Анатольевна всегда готова прислушаться к его предложениям.
BobCat убирает снег, а потом возвращается к горке. Не успели управиться — технику уже отправили на другой участок, значит, там что-то случилось и нужно срочно исправить, а потом техника снова вернется сюда, чтобы закончить работу. Так проходят будни техника-смотрителя.
Лидия Анатольевна несет ответственность за каждого работника, который появляется на ее участке. За маляров и кафельщиков, за уборщиц и дворников, за озеленителей, а также за качество работ, которые они выполняют. Она контролирует подрядные организации, что трудятся на ее участке, например, обслуживают лифты, вывозят мусор; и за асфальт, который ремонтируют в весенне-осенний период, она тоже отвечает.
С подрядными организациями полегче, — поясняет Лидия Анатольевна. — Директор УК не будет заключать договор с «абы кем», он проверяет подрядчика и их рекомендации, мы работаем с серьезными фирмами.
В первые дни нового года, когда вся страна отдыхала, Лидия Анатольевна вместе с коллективом участка боролась со снегопадом, который шел несколько суток. Дворники не успевали разгребать сугробы у домов, вот-вот начнут звонить и жаловаться жители на заваленные снегом дорожки. Приказ от руководства управляющей компании срочно убирать снег поступил в выходной день, пришлось выполнять. Но Лидия Анатольевна не жалуется, а вспоминает слова проходившего мимо нее жителя дома: «Вы только не заболейте. Когда мы видим вас, нам легче жить». Наверное, в этот момент и усталость, и мокрая от многочасовой борьбы с сугробами одежда были забыты, а теплые слова поддержки придали бодрости.
Для жителей управляющая компания регулярно организует праздничные мероприятия. К слову, домов в обслуживании «Холмсервиса» немало, при этом для удобства людей на каждом участке проходит свой праздник. Приглашение на мероприятие получают жители каждой многоэтажки, обслуживаемой этой УК: во всех подъездах заблаговременно вывешиваются большие красочные афиши. Лидия Анатольевна с восторгом рассказывает о праздничных спектаклях, которые показывает жителям театральный коллектив «Бобры», и уверяет, что если в спектакле участвует прима этого театра Ольга Женерович, то она спокойна за мероприятие — праздник жителям понравится.
Летом у техника-смотрителя Цветковой появятся новые заботы: нужно высадить 11 000 цветов в четырех дворах. Это большой труд — более четырехсот квадратных метров цветников создаются руками Лидии Анатольевны и нескольких уборщиц ее участка. Не один день женщины взращивают, выхаживают цветочные побеги, но сохранить их трудно — губят вандалы, которых немало среди жителей. Лидия Анатольевна вспоминает, что на Кавказе, откуда она родом, везде цветут розы, но ей не приходилось видеть, чтобы кто-то их рвал.
— А здесь, — сетует Цветкова, — посадили петунию — ее вырвали, посадили бальзамины — их выкопали. Мы же садим, чтобы жители домов смотрели на их красоту и радовались. Неужели, если цветы на дачу надо, нельзя купить? Пришли и все уничтожили, как варвары. Так же нельзя, надо стремиться жить цивилизованно в 21 веке...
Если со снегопадом в Сибири бороться как-то можно, то с менталитетом некоторых собственников жилья все обстоит гораздо сложнее. Например, чтобы техника могла расчистить дороги во дворе или мусоровоз мог подъехать к мусорным контейнерам, необходимо, чтобы автовладелец убрал с дороги автомобиль. Но к несчастью добропорядочных жителей всегда найдутся соседи, которые принципиально не освободят проезд. Двор так и останется нечищенным или мусорный контейнер невывезенным, а управляющая компания получит свою порцию жалоб.
Однако самым загадочным явлением на сегодня остается нежелание многих людей приходить на общее собрание собственников помещений для утверждения плана работ и сметы расходов по своему дому.
— У меня, например, в одном подъезде 53 квартиры, из них
10 собственников, остальные квартиранты. Попробуйте организовать голосование в этом доме, — говорит Лидия Анатольевна.
Но даже если путем гигантских усилий жильцов собрали на общее собрание, голосование все равно может не состояться.
— Одним нужно видеонаблюдение, другим — заграждение, третьим — площадка для выгула собак, — сетует Цветкова. — Голосуем, но большинства голосов нет ни по одному вопросу.
Чтобы сохранить общедомовое имущество, техник-смотритель всегда должен быть начеку. Кто сломал почтовый ящик, спускал строительный мусор в лифте, выгуливал собаку на газоне, загадил лестничную площадку, шумел ночью, затопил соседей? Лидия Анатольевна старается быть в курсе всего, что происходит на вверенной ей территории и своевременно реагировать на ЧП: провести воспитательную беседу, вызвать участкового, позвонить в администрацию района или в налоговую инспекцию. Иногда ради интересов большинства жителей приходится идти на конфликты с отдельными собственниками жилья.
— Как вам удается уследить за всем, что происходит в четырех дворах, в пяти высотках? — спрашиваю у Лидии Анатольевны.
— Когда я заселила людей, в первое лето, — вспоминает Цветкова, — все вышли на лавочки с маленькими детьми. Я тоже во дворе целый день находилась, и как-то сразу друг с другом познакомились. Сегодня мы — одна семья.
Теперь принято создавать совет дома, выбирать председателя совета, а раньше были старосты. У меня они всегда были в каждом подъезде, хотя это необязательно было делать, — сейчас они практически все вошли в совет дома. И те жители, кто не в совете дома, тоже мне помогают. Это О. М. Кузьминчук и Т. Ю. Трещилова (ул. Краснодарская, 35), Л. М. Бебякова и Н. А. Чеснокова (ул. Краснодарская, 39), Ю. В. Несмачная (ул. Краснодарская, 37), А. Я. Куклина и Н. Ю. Захарова (ул. Воронова, 12 а), А. А. Андросик (ул. Воронова, 12 к)… — перечисляет Лидия Анатольевна, — список моих помощников из числа жителей составляет более ста человек.
— Такое внимание к тому, что происходит на вашем участке, требовательность к себе и людям — это свойство вашего характера или профессии?
— Наверное, характера. Некоторые люди могут пройти мимо беспорядка и ничего не сказать, им ничего не надо, а мне надо. Кроме того, меня сами жители на это настроили. Многие из них проявляют активность, их интересует общее домовое имущество. И то, что они ценят мою работу, придает мне силы. Я всех наших жителей люблю одинаково, всем хочу помочь. И они меня любят. А если бы не любили, то нашла бы занятие полегче, потому что эта работа — сложная.
Татьяна КОВАЛЕВА
Фото Карины СЕЛЕЗНЕВОЙ