Кто заплатит за услугу?
Недостаток оборотных средств — это одна из главных «болезней» предприятий ЖКХ современности. Статистика показывает, что даже лучшим предприятиям в среднем удается собирать до 95% всех начисленных получателям коммунальных услуг средств.Большинство же предприятий жилищно-коммунального хозяйства находятся в более плачевной ситуации, и им удается собрать всего 81 – 85% денежных средств за свои услуги.
При уровне долгов 3 – 5% управляющие компании ЖКХ могут вполне адекватно справляться с дебиторкой и выполнять свои основные функции полностью;
ситуация же, когда долги за жилищно-коммунальные услуги составляют почти 20%, неминуемо ведет к банкротству предприятия ЖКХ.
У того, кто хорошо помнит 90‑е годы, должно быть, еще свежи воспоминания о веерных отключениях, когда дома и микрорайоны сидели без света и воды по причине тотальных неплатежей. Но никаких радикальных и скоротечных изменений, чтобы конечный потребитель, который находится в квартире, вдруг исправился и стал платить полностью и вовремя, не случилось. Просто эта проблема была сдвинута в сферу отношений между теперь частными ресурсоснабжающими и управляющими компаниями и ТСЖ. Таким образом, сейчас управляющие компании и ТСЖ служат неким «бездолговым буфером» в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями — гражданами. Однако рост долгов населения влечет за собой рост задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими.
В структуре квартплаты оплата содержания и текущего ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома составляет только 30 – 35%, остальное компания должна отдать ресурсникам, которые поставляют жителям воду, отопление, электроэнергию и водоотведение (канализацию).
В каждом регионе долги жителей — это миллиардные суммы. И пора уже сказать правду: должники опосредованно воруют у своих соседей в куда как более значительных размерах, чем может представить себе обыватель. Если взять дом со средним долгом от 400 до 500 тысяч рублей, то получается, что «средний» должник в этом доме обирает своих соседей от 3 до 14 тысяч рублей в год (в зависимости от количества квартир). Характерно, что это не просто деньги, которые люди не заплатили; в сущности, жилищно-коммунальное хозяйство кредитует горожан без процентов в очень даже приличных объемах, которым могут позавидовать коммерческие банки. Многие не платят исходя именно из возможности получения «кредита». Кстати, хотелось бы еще отметить, что неплательщики — это ни в коем случае не малоимущие, не пенсионеры и не многодетные матери-одиночки — это обеспеченные люди, которые хорошо знают законодательство. А здравомыслящим малоимущим выгодней платить вовремя и в полном объеме, как это ни парадоксально.
Вы прекрасно знаете: если на вашем телефоне останется копейка — вы не сможете никому позвонить, но у домов с долгом в миллион-полтора начинается отопительный сезон, беспрекословно вывозится бытовой мусор, и это всеми воспринимается как должное. В целом из-за долгов предприятия ЖКХ работают бесплатно почти 1,6 месяца в году. К сожалению, ситуация не сильно изменяется в лучшую сторону за последние годы. В настоящее время неплатежи остаются одной из главных проблем в российском жилищно-коммунальном секторе. По состоянию на январь 2013 года объем просроченной задолженности за услуги ЖКХ в России составил около 570 млрд рублей. Темпы роста просроченной задолженности в данном секторе экономики составляют 13 – 15% в месяц, при этом возврат долгов в оборот ресурсоснабжающих компаний является необходимым условием для нормального функционирования отрасли. И именно поэтому в настоящее время очень остро встает вопрос о взыскании задолженности, так как это препятствует управляющим компаниям должным образом выполнять свои обязанности по оказанию надлежащего качества услуг, в том числе и коммунальных.
У управляющих компаний существует несколько инструментов для взыскания задолженности.
Первый инструмент — это урегулирование процесса погашения задолженности путем личных переговоров с должником и выяснения причин неуплаты, при необходимости — заключение соглашений о рассрочке погашения задолженности, разъяснение должникам их прав по обращению в соответствующий отдел социальной защиты населения для оформления субсидий на оплату коммунальных услуг и пр.
В случае отсутствия конструктивного диалога между должником и управляющей организацией, у нее возникает необходимость прибегнуть ко второму, более длительному инструменту для взыскания задолженности — это ограничение и (или) приостановление предоставления коммунальных услуг, а проще говоря, их отключение после выполнения предупредительных законодательных положений. При этом отключению не подлежат только услуги отопления и холодного водоснабжения, т. е. такие услуги как горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение (канализация) могут быть приостановлены (отключены) управляющей организацией. Должников часто лишают электричества, горячего водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.
Такая мера может применяться как самостоятельно, так и параллельно с третьим инструментом для взыскания задолженности — судебным взысканием долгов.
Кроме того, расходы на оплату по судебному взысканию задолженности суд взыскивает с проигравшей стороны, поэтому расходы по взысканию компенсируются должником. Также часто возникают ситуации, когда суд налагает принудительное денежное взыскание или арест на имущество неплательщика и, как крайняя радикальная мера, — выселение должника по коммунальным счетам из квартиры.
В отличие от управляющей компании, у ресурсоснабжающих организаций инструмент один — ограничение предоставления коммунальных услуг с последующим приостановлением (отключением), причем без ограничения в перечне услуг, т. е. всех.
Теперь давайте представим ситуацию, когда управляющая компания, применив все доступные ей меры воздействия на должника, так и не добилась оплаты задолженности, и долги дома перед ресурсниками уже позволили им прибегнуть к ограничению какой-то из коммунальных услуг в местах общего пользования. Последствиями будут как минимум неработающие лифты, отсутствие освещения на площадках и лестницах, отключение индивидуального теплового пункта и повысительной насосной станции и, как следствие, отсутствие в квартирах горячей воды. То есть, как только жителям удастся пробить так называемый «бездолговой буфер» в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и гражданами в виде управляющей компании, защищающей их до определенного времени от вышеуказанных негативных последствий — это не только приведет к банкротству УК, но и для граждан проблемы, с этим связанные, не заставят себя долго ждать.
Подводя итог вышесказанному, хочется напомнить о том, о чем, казалось бы, напоминать не нужно, ведь все должны понимать, что за услугу нужно платить.