Н. А. Жабыко, председатель совета многоквартирного дома (г. Красноярск):
— С тревогой слежу за ходом работы над законопроектом «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов). Читаю в Интернете мнение самих депутатов, ученых, чиновников всех рангов, сверяю с собственным мироощущением и понимаю, что все правы в одном: состояние многоквартирных домов старше 40—50 лет настолько тяжелое, что грозит перейти в аварийное. Это поняли и государственные мужи, и сами собственники, которых страна «осчастливила» в 1991-м, сбросив на плечи нищего населения жилье, требующее капитального вложения средств. А затем еще два десятка лет государство активно пропагандировало преимущества частной собственности перед муниципальной.
Дом на центральной магистрали правобережья, где полвека живет моя семья и где лишь благодаря еще советским, толстостенным трубам, положенным без особой привередливости, на глазок, вкривь и вкось, но верно служившим своим жильцам с 1963 года, полвека стойко держится на плаву, без капитального ремонта. Теперь вот говорят, что с будущего года меня обяжут платить не столько, чтобы накопить на очередной (читай — первый) капитальный ремонт моего дома, а столько, сколько скажут региональные чиновники. И не на счет дома, а в какой-то фонд, которым будут распоряжаться чиновники. И хотя мой дом нуждается в «неотложке», не факт, что именно он попадет в график капитального ремонта в ближайшее время. Именно такой сценарий навязывают разработчики изменений в Жилищный кодекс. С трудом верится, что такой антинародный закон в предложенном варианте будет принят. Залезть в карман собственников жилья и распорядиться средствами без учета их планов на ближайшую перспективу — небольшая заслуга в решении проблем с капитальным ремонтом. Думается, что должны быть разработаны и предложены собственникам на выбор различные модели участия (или неучастия) в этих фондах. К примеру, те дома, которые имеют доход от эффективного использования своего общего имущества и могут пополнять статью капитального ремонта за счет средств от аренды подвалов, фасада здания, земли, вряд ли заинтересуются участием в региональных фондах. К сожалению, таких домов не очень много. И не потому, что у них нет общей собственности, которая может приносить доход. Основная масса собственников помещений вполне равнодушно наблюдает, как в их подвалах обосновываются предприниматели, которым выдала разрешение администрация района, а департамент муниципального имущества легко и просто заключил договор аренды, в результате чего доход от аренды вместо пополнения бюджета дома уходит в казну города. Как на стенах дома, выходящих на магистрали, те же предприниматели развешиваются рекламные баннеры и никому ничего не платят. Теперь представим, сколько таких домов, расположенных в проходных местах, чье общее имущество востребовано бизнесом, могло жить вполне самодостаточно, не прибегая ни к каким «кассам взаимопомощи». Но и активность жильцов не всегда решает поднятую мной проблему. Чиновники ни в какую не желают расставаться с «халявой». Нам, к примеру, пришлось через суд доказывать свое право на получение дохода от аренды подвалов, поскольку ни одного квадратного сантиметра муниципальной жилой площади в доме давно нет, все квартиры приватизированы, а, следовательно, и муниципальной доли в общем имуществе нет. Высудили. И сейчас статья «Прочие доходы» регулярно пополняется. Конечно, есть категория малоквартирых домов, чей годовой бюджет никогда не позволит накопить достаточно средств, чтобы хотя бы раз в десятилетку делать поддерживающий ремонт. Вот таким собственникам есть смысл объединяться, а государство должно предложить такие кредитные займы, которые бы помогли справиться с долгом и при этом не пойти по миру. И еще подчеркну, прежний наймодатель обязан выполнить свои обязательства по капитальному ремонту общего имущества, как того требует закон.