Выбор для каждого
С Тимуром Ожеговым, управляющим филиалом банка ВТБ в Красноярске, наш корреспондент побеседовал об основных моментах системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с ФЗ от 25
декабря 2012 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» теперь собственники могут выбирать один из трех способов накопления средств. Во‑первых, они могут перечислить средства на счет регионального оператора (так называемый общекотловой метод). Во‑вторых, накопить средства можно на уровне конкретного дома путем перечисления обязательных взносов на капитальный ремонт на специальный счет в банке. И в‑третьих, накопление средств на уровне конкретного дома может происходить на счету, владельцем которого выступает региональный оператор.
— Тимур Александрович, на ваш взгляд, какие преимущества и недостатки у каждого из способов?
— Если дом новый, то вполне оправдано накопление средств на специальном счете ТСЖ — к моменту проведения ремонта на счете, скорее всего, уже будут аккумулированы средства в необходимом объеме. Данный вариант не подходит для многоквартирных домов, которые попадают под программу капитального ремонта в ближайшее время, поскольку накопленных средств может быть недостаточно и потребуется привлечение дополнительного финансирования, например, путем получения кредита. В случае, если владельцем счета выступает региональный оператор, собирающий средства нескольких ТСЖ на общем, «котловом», счете, недостающую сумму жильцы могут получить по системе взаимного финансирования. Это, безусловно, выгоднее, чем кредит.
— Как вы относитесь к тому, что специальный счет можно открыть только в банке с уставным капиталом не менее 20 млрд рублей? Для чего, по вашему мнению, введено такое ограничение?
— Накапливать на капремонт придется довольно долго, а значит, надежность банка особенно важна. Именно с целью обеспечения сохранности средств на законодательном уровне установлено требование к банкам-участникам программы по величине собственных средств. Важно понимать, что установленное ограничение — в интересах жильцов. Выбор в пользу ВТБ, это, по сути, дополнительная гарантия надежности, т. к. основным акционером банка является Правительство РФ.
— Какие условия обслуживания специального счета предоставляет ваш банк? В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие вашего предложения от предложения других банков? Видите ли вы конкуренцию в этом сегменте?
— Говоря об условиях обслуживания, имеет смысл рассмотреть ценовую сторону вопроса и дополнительные продукты и услуги, которые позволят эффективно накапливать средства на счете и управлять ими. С точки зрения стоимости — открытие и обслуживание специальных счетов осуществляется бесплатно, при этом предусмотрено начисление процентов на остатки денежных средств на счетах, что позволит держателю счета получать безрисковый дополнительный доход.
Но ценовой аспект — не единственный важный момент для принятия решения по выбору банка. Если говорить о других преимуществах, то нами накоплен значительный опыт и экспертиза по данному вопросу. В то время, как некоторые кредитные организации только сейчас начинают взаимодействовать со сферой ЖКХ, мы уже отладили все процедурные моменты, смоделировали возможные сценарии развития программы и готовы предложить региональным операторам, ТСЖ и ЖСК решения и инструменты, которые обеспечат прозрачность и безопасность работы со счетами, оперативность отслеживания движения денежных средств, простоту формирования отчетности и т. д.
Давайте разберем на примере: представьте себе, что часть жильцов на определенной территории выбрала способ накопления средств на собственных счетах, владельцем которых выступает региональный оператор. В итоге региональному оператору приходится управлять 2 – 3 тысячами счетов, а это значит 2 – 3 тысячи электронных ключей, банк клиентов и необходимость совершать регулярно различные платежи с каждого счета — и это лишь вершина айсберга. Далее начинается капремонт, а с ним и взаимоотношения с подрядчиками, т. е. огромное количество актов, счетов и других документов. В данной ситуации без электронного документооборота не обойтись, если только не увеличить штат регионального оператора до нескольких тысяч сотрудников. Мы понимаем специфику такой работы и предлагаем продукты, позволяющие эффективно решить подобные вопросы, автоматизировать процессы и сделать их прозрачными на каждом этапе и для всех заинтересованных сторон.
— Является ли для вас принципиально новым направлением кредитование в рамках обслуживания ЖКХ или вы уже работали в данной сфере?
— Мы активно обсуждали тему кредитования с региональными операторами, ТСЖ, представителями местной власти в различных регионах и Аналитическим центром при Правительстве РФ. В данном случае речь идет не о кредитовании сферы ЖКХ, а о кредитовании конкретных образований собственников или региональных операторов, что имеет множество аспектов, которые на первый взгляд незаметны.
Мы рассматриваем возможность предоставления кредитов, при этом четко прорабатываем вопрос целесообразности такого решения для получателя с учетом сроков и стоимости проведения ремонта, объемов взносов от населения, процента неплательщиков среди жильцов и др. аспектов. Мы не ставим своей целью выдать как можно больше кредитов, наша задача предоставить потенциальному получателю заемных средств максимум информации о стоимости, возможных рисках и т. д., чтобы ТСЖ или региональный оператор смог сделать осознанный выбор в пользу кредита или иной альтернативы.
— На ваш взгляд, какой основной выбор стоит перед жителями многоквартирных домов?
— Жизнь меняется быстрее, чем образ мышления общественности. Чтобы жить в ухоженных домах, каждому из нас уже сейчас нужно принять условия игры и становиться рачительными хозяевами. На мой взгляд, это главный выбор для каждого из нас.
Алена Иванова