Тайна за семью печатями

Просмотры:2312 Актуальная судебная практика ЖКХ Красноярского края

Тайна за семью печатями

  Судебные заметки >>>>>                     Районная администрация в г. Красноярске обратилась в арбитражный суд  с иском к управляющей компании «Жилищные системы Красноярска»...

Читать далее

Отсутствие бумажного счета на ЖКУ. Обяза…

Просмотры:965 Управление многоквартирным домом

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных...

Читать далее

С 1 мая 2022 года в 56 многоквартирных д…

Просмотры:1037 События

В настоящее время в Новосибирской области 431 организаций имеют лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Читать далее

Проведено первое в Красноярском крае общ…

Просмотры:1153 Управление многоквартирным домом

Проведено первое в Красноярском крае общее собрание с использованием ГИС ЖКХ

Служба информирует о первом в Красноярском крае собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проведенном в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Читать далее

Профессионалы обязаны заниматься проблемами общества

 

— В своей книге «Очерки истории развития жилищно-коммунального хозяйства» Вы приводите интересные данные. Например, в начале 1990-х годов платежи населения за жилищно-коммунальные услуги составляли около трех процентов реальных затрат. За последнее десятилетие XX века стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в десятки раз, в основном из-за стоимости энергоресурсов. Доходы населения оставались низкими. Какие шаги предпринимались тогда для выхода из ситуации?

— После развала СССР денежных средств на всё не хватало, даже зарплату бюджетным работникам не могли выплачивать вовремя. Государственные расходы сократили и, в первую очередь, все жилищно-коммунальные дотации. Поэтому встал вопрос реформирования ЖКХ. Что такое реформа? Это поиск новых способов управления и новых источников финансирования. ЖКХ вместе со страной проходило все стадии реформирования нашего общества. Поэтому, когда государство начало мягко отказываться от софинансирования в содержании жилья, были сделаны непопулярные шаги, связанные с повышением тарифов. Первый тариф на уровне 40 процентов от себестоимости был утвержден в 1994 году. Предполагалось, что 60 процентов будет дотироваться из бюджета. Следующий шаг по повышению тарифов был сделан только в 2002 году. В течение этих 8 лет бюджет дотировал в лучшем случае треть от этих 60 процентов. Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры ухудшались. Средств на содержание жилья не хватало, деньги шли перекрестным субсидированием и направлялись на ремонт домов и коммуникаций, находящихся в предаварийном состоянии. Учитывая большое количество малообеспеченных граждан, нужно было продумать шаги их социальной поддержки. Вот этим мне и пришлось заниматься, решая вопросы содержания жилья. Каждый шаг повышения тарифов сопровождался мерами материальной поддержки той части населения, которая оказалась за чертой бедности. Это уже позже были написаны законы края, которые опирались на законы Российской Федерации; появились определенные показатели, от которых надо отталкиваться: прожиточный минимум, совокупный доход семьи и другие. Их определили тогда, когда уже была выстроена система, основанная на опыте работы за предыдущий период.

— В 2000-х годах резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги продолжился. Вы же в этом тоже участвовали?

— Конечно. Потому что когда мы в Красноярском крае в последний раз поднимали тарифы с 40 процентов до 90, автором законопроекта был я. Мне было понятно, что государство не в состоянии содержать инженерную инфраструктуру, но надо выходить из этого замкнутого круга, двигаться вперед. В декабре 2002-го такой закон был принят. Сначала мы утвердили на уровне края меры социальной поддержки, в Законе Красноярского края от 22.06.1998 № 3-132 «Об основных принципах социальной защиты населения края в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства», а потом перешли к изменению тарифов. Так с 2002 года уже 10 лет этот норматив и держится. Конечно, реформа ЖКХ в финансовом плане затрагивала личные интересы каждого гражданина. К тому же ситуация не очень тактично подогревалась нашими СМИ, высвечивая все негативные моменты, которые появились в период преобразований в жилищно-коммунальной сфере. А они действительно появились, потому что не во всех населенных пунктах нашлись талантливые люди, которые смогли бы жестко взять управление и не допускать перебоев в подаче тепла, воды, обеспечить функционирование жилищного фонда в период смены общественно-экономической формации. Много было провалов по России, много аварийных ситуаций. Вследствие этого сложился такой негативный фон вокруг жилищно-коммунальной сферы. Но Красноярск в тот период стал флагманом Красноярского края, наш опыт использовали в других городах. Мы были лидерами по созданию товариществ собственников жилья. Когда встала задача реформирования управления, Красноярск оказался в десятке лучших среди крупных городов России с точки зрения управляемости. Когда Законом РФ № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. создали Фонд содействия реформированию ЖКХ, для получения финансовой поддержки за счет средств фонда муниципалитетам необходимо было соответствовать нескольким жестким условиям: реформированы система управления жилищным фондом и коммунальная инфраструктура, должно было быть определенное количество ТСЖ. И тут наш Красноярск оказался впереди планеты всей. Поэтому те крупные суммы средств финансовой поддержки, которые были выделены Красноярскому краю из Фонда ЖКХ, я считаю и заслугой Красноярска.

— Какие задачи стоят перед Вами сегодня как перед заместителем председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного Собрания Красноярского края и какими проблемами жилищного или коммунального комплекса Вы считаете возможным и важным заняться в этом статусе?

— На членах нашего комитета замыкаются все вопросы, связанные с промышленностью, малым бизнесом, экономические и имущественные вопросы, а также курирование таких отраслей, как ЖКХ и строительство, энергетика, транспорт и связь. Поскольку всю свою сознательную жизнь я посвятил вопросам жизнеобеспечения, за мной закреплены направления энергетики, строительства и ЖКХ. Многие спрашивают, зачем человек идет в депутаты? СМИ публикуют разные мнения по этому вопросу, в основном нелицеприятные. Я не могу ответить за всех депутатов, но за себя отвечу. Весь опыт, все знания, всё профессиональное богатство, что я приобрел, я хочу отдать людям. Почему? Я считаю, что опытные, знающие профессионалы обязаны заниматься проблемами общества. Я здесь для того, чтобы найти пути решения вопросов управления и финансирования в одной из важнейших отраслей — ЖКХ.

— Почему у нас буксуют реформы? Доходы населения не позволяют улучшать свои жилищные условия. Один из примеров. Львиная доля молодежи, молодых семей не имеют собственного жилья. Они рады бы построить жилье через ипотеку, но получить ее не могут, потому что их семейные доходы не позволяют по условиям нашего ипотечного кредитования. Условия таковы, что возвратность должна быть не более 10 лет. Нужно сделать первоначальный взнос 30 процентов. Если квартира стоит три миллиона рублей, миллион нужно внести. Кто из молодых бюджетников может внести сразу миллион? Первое условие уже не проходит. Второе — совокупный доход семьи не позволяет взять ипотеку, так как наше «гуманное» государство не позволяет взыскивать проценты больше прожиточного минимума на члена семьи. А какие проценты по ипотеке? Во всем мире 1—2, а у нас от 14 и выше. Это одна из проблем, которой здесь я хочу заниматься. — Понятно, что на уровне одного комитета и одного субъекта ее не решить. Это необходимо делать на государственном уровне. Нужно, чтобы государство, предложившее такие условия, подумало, откуда появились такие суммы, которые за 10 лет невозможно вернуть, и как их уменьшить? Мы жалуемся, что у нас не хватает учителей, врачей, их и не будет хватать при той зарплате, которую им платят. Буду заниматься этими и другими вопросами. Кроме того, как профессионал, я смогу поставить оценку любому документу, связанному с изменениями в жилищно-коммунальной отрасли, проследить, чтобы решения, принимаемые в этой сфере на любом уровне, были правильными.

—Вы удовлетворены тем, как сложилась Ваша карьера? Вам хотелось когда-нибудь что-то поменять в своей жизни?

— Отвечу стихами Симонова: «Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти». В начале 1990-х годов все рванули в бизнес. А я с утра до ночи в кабинете администрации принимал людей, искал пути решения их проблем, организовывал, связывал эти разорвавшиеся узелки в системе управления, каждый день с утра до вечера хлопотал над тем, чтобы жизнеобеспечение в городе функционировало, в то время ведь много проблем было. Топливо, уголь не могли на станции завезти, а на улице зима, станции и котельные на грани остановки. Приятель меня, помню, спрашивал, сколько я могу сидеть без особых доходов, не пора ли уйти в бизнес? А я был убежден, что, если я умею делать свою работу и это нужно жителям, я должен оставаться на своем месте. Часто у нас приходят в управление люди, для которых, к сожалению, важны только кресло, визитка и табличка на дверях.

— Что еще из профессиональных планов Вам удалось осуществить в Красноярске?

— Я радуюсь тому, что многие задумки в моей профессиональной деятельности реализованы. Некоторые коллеги, с которыми я начинал свою карьеру, уже отошли от дел в силу возраста, но то, что Красноярск сегодня с водой, с канализацией, с очистными сооружениями, в этом есть не только их, но и моя личная заслуга. Когда я еду по городу, вижу его насквозь, все инженерные коммуникации, — и испытываю удовлетворение. Я вижу те кварталы и микрорайоны, где лично принимал участие в решении каких-то инженерных вопросов, связанных с развитием и модернизацией города. Когда я приехал в Красноярск, в нем было 460 тысяч жителей, сейчас миллион, то есть он вырос вдвое, и я курировал вопросы его развития. Когда в 1980 году я возглавил городской «Водоканал», у половины жителей правого берега вода не поднималась выше третьего этажа. Тогда не было мобильных телефонов и телеканала ТВК с его критикой, и даже с домашних телефонов было не дозвониться. Жители знали, что ванной они могут пользоваться только после 22 часов. Мне приятно, что эта тема давно забыта. Тот уровень комфорта, который жители имеют сейчас, — результат и моей профессиональной деятельности. Предприятие «Водоканал», когда я туда пришел, представляло из себя маленький коллектив, никаких механизмов оно практически не имело. Я был молодым руководителем, мне всё хотелось улучшить, организовать, чтобы аварийная служба была, как пожарная команда, круглосуточная, чтобы в ней были все машины и механизмы. Сейчас, когда проезжаю по городу и вижу, что идет аварийное устранение, у меня на сердце радость от того, сколько техники стоит возле этого котлована на все случаи жизни: и экскаваторы, и самосвалы, и сварки, и откачки, и профессиональные люди, и, самое главное, всё это круглосуточно работает. То, что я задумал когда-то, удалось реализовать. Раньше средств на это не было, но мы искали и находили пути решения проблем.Выражаю большие надежды, что мы найдем эти пути и сейчас, и отрасль ЖКХ  займет достойное место в экономике Красноярского края.

Беседовала главный редактор газеты "ЖКХ Post" Елена Колесникова