Новое на сайте

Предыдущая Следующая Страница:

В Дивногорске обсудили вопросы эксплуата…

Наши публикации Просмотры:17

В городе Дивногорске прошло выездное заседание с руководителями органов местного самоуправления и предприятий ЖКХ Центральной группы городов и районов.

Читать далее

Представители власти и надзорных органов…

Наши публикации Просмотры:83

29 мая 2018 г. в администрации Кировского района г. Красноярска прошло мероприятие для домовых комитетов правобережья, на котором представители власти и надзорных органов дали разъяснения по самым частым обращениям в...

Читать далее

Управлению по работе с ТСЖ г. Красноярск…

Официальная информация Просмотры:188

В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска № 23‑гх от 01.03.2018 г., подписанным зам. Главы города — руководителем департамента городского хозяйства Ю. В. Шестопаловым, утверждены изменения Устава МКУ г. Красноярска «Управление...

Читать далее

 

Апелляционный суд поддержал ТСЖ "Академическое"

 Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от «29» октября 2012 года по делу № А33-13606/2012, принятое судьей Фроловым Н.Н., установил:

товарищество собственников жилья «Академическое» (ИНН 2463078833, ОГРН 1062400022079) (далее - ТСЖ «Академическое») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) (далее - административный орган, Служба) об оспаривании предписания от 16.08.2012 № 522-ГЖН.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2012 года требования удовлетворены.

Не согласившись с решением арбитражного суда, Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы Служба указывает, что положения раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации имеют обратную силу, следовательно, ТСЖ «Академическое» обязано было привести устав в соответствие с требованиями статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ТСЖ «Академическое» в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании приказа от 18.07.2012 № 522-ГЖК Службой проведена внеплановая документальная проверка ТСЖ «Академическое».

По результатам проверки составлен акт от 15.08.2012 № 522-ГЖН, в котором зафиксировано отсутствие в Уставе ТСЖ «Академическое» нормативных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности указано, что в Устав ТСЖ «Академическое» не внесены изменения в соответствии с требованиями части 4, 5 статьи 143, статьи 143.1, частей 2, 8, 9,10 статьи 138, пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11 части 2 статьи 145, части 5 статьи 45, пункта 3.1 части 3 статьи 147, части 6 статьи 147, части 7 статьи 148, статьи 149, пункта 1.1 части 3 статьи 150 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Службой вынесено предписание от 16.08.2012 № 522-ГЖН о принятии мер по устранению выявленных нарушений в установленный срок.

Не согласившись с предписанием от 16.08.2012 № 522-ГЖН, ТСЖ «Академическое» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ТСЖ «Академическое» и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1, пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Пунктом 1.1 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-П, установлено, что Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), осуществляющим региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный надзор и государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проверка ТСЖ «Академическое» проведена, составлен акт, вынесено предписание органом государственного жилищного надзора в соответствии с имеющимися полномочиями.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что Служба не доказала законность вынесенного предписания от 16.08.2012 № 522-ГЖН исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Согласно пункту 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Жилищный кодекс не содержит положений регламентирующих содержание учредительных документов товарищества собственников жилья. Следовательно, содержание учредительных документов определяется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит требований о включении норм Жилищного кодекса Российской Федерации в устав товарищества собственников жилья.

Жилищный кодекс Российской Федерации, является кодифицированным нормативным актом, опубликован в установленном законом порядке, то есть доступен для граждан России, в том числе, для членов товарищества собственников жилья.

Отсутствие любой из обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в уставе товарищества собственников жилья не освобождает такое юридическое лицо от необходимости их (обязанностей) исполнения.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование административного органа о включении в Устав ТСЖ «Академическое» норм Жилищного кодекса Российской Федерации, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы.

Административный орган при этом не указал, что какое-либо из условий устава противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Служба указывает, что положения раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» имеют обратную силу, следовательно, ТСЖ «Академическое» обязано было привести устав в соответствие с требованиями статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации, - указать в уставе обязанность по ведению реестра членов товарищества.

В силу положений пункта 7 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья, наряду с прочими, входит ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Суд апелляционной инстанции считает, что положения указанной статьи регулируют именно отношения в сфере деятельности товарищества собственников жилья. Требования о внесении указанной обязанности в устав Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит. Отсутствие указанной обязанности в уставе не освобождает ТСЖ «Академическое» от выполнения обязанности по ведению реестра членов товарищества.

В акте проверки от 15.08.2012 № 522-ГЖН оспариваемом предписании служба указала, что в разделе 7 Устава ТСЖ «Академическое» не отражена обязанность правления товарищества собственников жилья по ведению реестра членов товарищества, что влечет за собой нарушение части 7 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом орган не указал, что реестр товариществом не ведется.

Таким образом, ТСЖ «Академическое» вменена именно обязанность по внесению изменений в устав, что не соответствует требованиям законодательства.

Кроме того, как следует из представленного в материалы дела Устава ТСЖ «Академическое», указанный документ утвержден в 2006 году, в то время как изменения в статью 148 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанность по ведению реестра членов товарищества внесены Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», следовательно, на момент утверждения устава такая обязанность как ведение реестра членов товарищества отсутствовала.

При этом ссылка административного органа на статью 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которой установлено, что действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами, является необоснованной, поскольку статья 148 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится в другом разделе Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «29» октября 2012 года по делу № А33-13606/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья
Н.А. Морозова

Судьи:
Г.Н. Борисов
Л.А. Дунаева 

 

Вход для подписчиков

Доступ в закрытый раздел сайта для подписчиков журнала "ЖКХ ПОСТ"

 

 

ЖКХ Красноярск